Цифровизация системы государственной статистики
27-28 февраля 2025 года в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете (СПбГЭУ) проводилась Всероссийская научно- практическая конференция с международным участием на тему: «Данные, менеджмент, экономика. Цифровые технологии: модели управления и экономическая эффективность».
В рамках конференции состоялось заседание секции «Цифровизация системы государственной статистики», в которой приняли участие члены Петербургского отделения Российской ассоциации статистиков (далее — РАС) и члены ее Правления.
Модератор заседания, научный руководитель РАС, И.И. Елисеева в своем вступительном слове отметила ключевые направления принятой Стратегии развития системы государственной статистики и Росстата до 2030 года (далее — Стратегии-2030), утвержденной распоряжением Правительства России №4159-р от 30 декабря, подчеркнув значение цифровизации статистического производства, создания Цифровой аналитической платформы (ЦАП), а также детализацию статистических показателей, вплоть до уровня муниципальных образований, разработку методологии расчета интегральных показателей для малых территориальных образований, таких как расчет валового городского продукта для городов с численностью населения 100 тыс. человек и более. Было отмечено, что российской статистике предстоит внедрить откорректированную версию СНС-2025 и этот вопрос будет обсуждаться на ближайшем заседании Общественного совета при Росстате.
В выступлении В.А. Бессонова (начальник отдела анализа отраслей реального сектора и внешней торговли Института «Центр развития» НИУ ВШЭ, г. Москва) «О роли цифровизации в развитии российской статистики» подчеркнуто, что перспективы развития российской статистики имеет смысл обсуждать в контексте недавно принятой Стратегии-2030. Этот стратегический документ предполагает решение масштабных содержательных задач, требующих интеллектуальных усилий многих специалистов, в частности, создание и внедрение единого стандарта статистической методологии, использование административных и больших данных, внедрение СНС-2025, формирование экспресс-оценок по отдельным отраслевым показателям, внедрение оперативных прокси-показателей во всех отраслях экономики, где организовано федеральное статистическое наблюдение, построение длинных временных рядов, модернизацию распространения статистических данных, создание корпоративного университета. Решение поставленных задач должно решаться централизованно и единообразно.
Докладчик отметил, что наряду с этим, планируется расширение статистики местного уровня. Так что «Стратегия-2030» предполагает качественный скачок в содержательном развитии российской статистики. При этом возникает проблема ресурсов и главный их них – это кадры. В настоящее время лишь 5% сотрудников Росстата работают в центральном аппарате, тогда как 95% - в территориальных органах. Увеличить численность Центрального аппарата (далее — ЦА) Росстата можно лишь за счет территориальных органов статистики. Цифровизация может позволить сконцентрировать необходимые территориальные ресурсы, предоставить необходимые технические инструменты. Перераспределение ресурсов должно быть, по мнению докладчика, в пользу ЦА. На местах нужно оставить лишь сбор данных, а в центре — хранение, обработку и накопление информации. Важное значение имеет ликвидация «статистического неравенства»: совершенствование доступа к данным и метаданным для всех категорий пользователей, расширение круга участников процесса развития статистики. В 2025/26 учебном году НИУ ВШЭ открывает подготовку статистиков для государственной статистики. Разработка системного подхода к совершенствованию статистического образования – серьезный вызов. Так что цифровизация может иметь массу полезных экстерналий для развития государственной статистики России.
В выступлении И.А. Збарской начальника Управления социально-демографической статистики Межгосударственного статистического комитета СНГ, г. Москва) «Будущее переписей населения в регионе СНГ: от традиционных методов к новым подходам» были затронуты проблемы проведения переписей населения в странах СНГ, многие из которых долгое время пользовались данными последней Всесоюзной переписи населения 1989 года. Это связано с высокой бюджетной затратностью проведения переписи, а также сложностью межведомственных взаимодействий, которые неизбежны при проведении столь масштабных мероприятий.
Всеукраинская перепись населения 2001 года, была проведена с 5 по 14 декабря 2001 года и остается по настоящее время единственной переписью населения независимой Украины. Третья после обретения суверенитета перепись населения Республики Беларусь проводилась с 4 по 30 октября 2019 года в «доковидное» время. Остальные государства СНГ, готовящие проведение переписи в 2020 году, попали в период пандемии и вынуждены были переносить сроки, принимать разнообразные меры в соответствии с эпидемиологической обстановкой. Некоторые страны поставили целью проведение «безбумажной» переписи населения, что привело к непомерному росту затрат. В таком положении оказались коллеги из Узбекистана. В результате Республика Узбекистан была вынуждена отказаться от всеобщей переписи и ограничиться данными пробной переписи, которая охватила 500 тыс. человек.
Основные показатели переписи раунда 2020 г. страны СНГ передали в Межгосударственный статистический комитет СНГ. К сожалению, более детальная информация переписей публикуется лишь на национальном языке. Например, Республика Азербайджан предоставила базовые данные на русском языке, а более подробная разработка была проведена только на азербайджанском языке. В настоящее время ожидается резолюция Статистической комиссии ООН о подготовке к переписям населения раунда 2030 года.
Зам. председателя РАС, член Правления РАС М.А. Самойлова (руководитель ТОГС по Ростовской области, г. Ростов-на-Дону) выступила на тему «Современное состояние и перспективы развития муниципальной статистики». По мнению докладчика, дезагрегирование показателей – основной вектор развития российской государственной статистики. Показатели должны рассчитываться на уровне муниципальных образований (далее — МО). В Российской Федерации насчитывается 17 747 МО, в Ростовской области – 463 МО. В Федеральном плане статистических работ сформирован специальный раздел 1.33 «Муниципальная статистика», который актуализируется с учетом потребностей пользователей. Раздел содержит 63 показателя, имеющих разную периодичность; ежемесячно показывается просроченная задолженность по заработной плате работников организаций (без субъектов малого предпринимательства). Эта база данных весьма подробная, ведется с 2006 года, формируется на основе Перечня показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, ежегодно утверждаемого Росстатом.
Перечень показателей, характеризующих социально-экономическое положение регионов Российской Федерации, дополнен новым пунктом 1.36.11 « Основные показатели социально-экономического и инфраструктурного развития населенных пунктов, в том числе опорных населенных пунктов», которые будет рассчитываться ежегодно по населенным пунктам РФ.
В заключении М.А. Самойлова остановилась на роли территориальных органов Росстата в формировании и наполнении Центрального хранилища данных для реализации задач информационно-аналитической системы мониторинга и анализа социально-экономического развития Российской Федерации, а также ее административно-территориальных образований; в подготовке аналитических материалов для докладов представителей органов исполнительной власти; в проведении дополнительных региональных исследований; повышении статистической грамотности пользователей (информационно-консультационная работа).
Доклад О.Н. Никифорова (член Правления РАС, главный редактор журнала «Вопросы статистики») был посвящен вопросам модернизации государственной статистики России и роли научно-информационного журнала «Вопросы статистики» в освещении актуальных проблем отрасли.
Новая программа реформ явилась органическим продолжением предыдущей Стратегии развития Росстата и системы государственной статистики Российской Федерации на период до 2024 года. Мероприятия новой программы развивают предыдущий план реформ, а в чем-то предлагают инновационные решения накопившихся проблем в статистике.
Принятая седьмая программа реформирования статистики «Стратегия-2030» содержит многие «вечные» вопросы, которые пытались решить в статистическом ведомстве с далеких 90-х прошлого века во всех предыдущих программах: единая методология статистических и административных данных, межведомственное взаимодействие и обмен на уровне первичных данных, использование единых классификаторов технико-экономической информации, снижение административной нагрузки на респондентов, сокращение сроков обработки и представления официальной статистической информации, и удовлетворение пользователей статистической информации.
В Стратегии-2030 ставится задача решения перечисленных проблем в цифровом контексте, с широким использованием в государственной статистике больших данных и искусственного интеллекта.
Серьезные реформы запланированы в кадровой политике и в подготовке специалистов для работы в органах статистики. Федеральный заказ на подготовку статистиков стартует с 1 сентября 2025 учебного года в Высшей школе экономике по подготовке специалистов для Росстата, который инициировал профессор А.Н. Пономаренко, председатель Российской ассоциации статистиков.
В заключении, было отмечено, что в непростое время в отечественной истории государственная статистика продолжает оставаться востребованной не только для решения внутригосударственных вопросов управления, но и для представления России в мировом сообществе.
Среди новых вопросов редакционной политики журнала «Вопросы статистики» в 106-й год своей деятельности Главный редактор журнала отметил:
— публикацию результатов научно-исследовательских работ по созданию официальной методологии и статистических стандартов;
— освещение вопросов международного сотрудничества Росстата;
— отражение деятельности Международного статкомитета СНГ и публикация научных статей ученых из стран, входящих в СНГ;
— освещение вопросов Научно-методологического и Общественного советов при Росстате, Российской ассоциации статистиков;
— публикацию результатов исследований молодых ученых-статистиков, отмеченных по результатам проводимых конкурсов Росстата;
— привлечение к публикациям по актуальным вопросам статистической деятельности ученых и практиков из субъектов Российской Федерации.
Выступление А.М. Кукушкина (руководитель Управления Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Петростата) было посвящено текущим вопросам деятельности. К положительным результатам цифровизации статистики руководитель отметил новации в проведении ВПН-2021, в ходе которой 21% респондентов предоставили о себе данные через ЕПГУ, а для опроса остальной части жителей использовались планшетные компьютеры, интегрированные в единую автоматизированную систему Росстата, что позволило сократить срок обработки данных переписи с 3 лет до 1 года.
По мнению докладчика востребованность региональной статистики характеризует посещаемость сайта Петростата: за 2024 год на его сайте побывало 119 тыс. посетителей, которые совершили 227 тыс. визитов. Из общего числа посетителей 80% - в возрасте 25-54 лет, 1,5 тыс. посетителей младше 18 лет. 81% посетителей использовали стационарные компьютеры и 19% - смартфоны. Исходя из числа скачиваний статистических данных, самой востребованной информацией была численность населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области, денежные доходы и заработная плата, демографические показатели и методология их расчета, доклады о социально-экономическом положении. Продолжилась централизация обработки данных и формирование статистической информации на федеральном уровне: если в 2022 году так обрабатывался 71% данных, то в 2025 году — 79%, соответственно на уровне ТОГС — 29 и 21%.
Доклад В.П. Сиротина (зав. научно-учебной лабораторией измерения благосостояния, зам. руководителя Департамента статистики и анализа данных НИУ ВШЭ, г. Москва) «Проблемы дезинтеграции статистики, сочетание оперативности и стратегического горизонта в исследованиях уровня развития ИКТ в регионах РФ» был подготовлен совместно с профессором М.Ю. Архиповой (Департамент статистики и анализа данных, НИУ ВШЭ, г. Москва). Мотивация проведенного исследования объясняется устареванием привычных показателей социально-экономического развития в условиях цифровизации вследствие возникновения новой инфраструктуры доставки товаров, возникновения сети пунктов выдачи заказов, виртуального взаимодействия банков с клиентами и др.. Задачей статистики становится измерение уровня развития цифровых коммуникаций, сопоставление развития ИКТ на разных уровнях, разработка альтернативных индикаторов развития ИКТ в регионах на основе имеющихся данных.
Использовался опыт построения индексов и субиндексов для межстрановых сравнений. В исследовании рассмотрены три индекса – Индекс развития ИКТ (IDI), Индекс сетевой готовности ( NRI ), Индекс цифровой экономики и общества (DESI). Построение региональных индикаторов базируется на выборе бенчмарка (лучшей величины среди субъектов РФ). Методология исследования основана на оболочечном анализе данных (DEA) для определения границ эффективности развития универсальной цифровой подключенности по её базовым аспектам. Оценка универсальной подключенности даётся в баллах (0-100). Горизонт использования показателей социально-экономического развития сокращается. Быстрые технологические изменения вызывают потребность в формировании новых массивов данных, строить новые индикаторы развития ИКТ и внедрять их в практику статистического анализа.
Выступление Г.И. Пеникаса (руководитель проекта Департамента исследований и прогнозирования Банка России) «Росстат и Банк России: общие интересы во взаимодействии».
Докладчик сделал краткий обзор истории измерения динамики цен, отметил разработки Банка России в это области. Особое внимание было уделено индексу-дефлятору. Он обратил внимание на итоги корректировок макроэкономических показателей, которые вносятся Росстатом (прежде всего, это корректировка роста ВВП за прошлый период, а также корректировка отраслевых показателей). У аналитиков возникают вопросы: на каких данных обучать макроэкономические модели: на данных до пересмотра или после него? В каких ситуациях пересмотр входящих показателей может существенно сказаться на прогнозных значениях? Росстат активно ведет работу по внедрению больших данных в измерение динамики цен. Банк России тоже ведет разработки, в частности, 24 марта 2024 г. был проведен семинар «Новые подходы к измерению, изучению и прогнозированию цен». Обобщены трудности работы с большими данными (кассовыми чеками): идентификация товаров не унифицирована, цены часто берутся с учетом скидок, чеки неперсонифицированы, мониторинг в формате панелей доступен только внутри отдельных торговых сетей. Тем не менее, признана целесообразность использования богатства информации, включая близкую к непрерывной подачу данных.
Дискуссия.
И.И. Елисеева отметила, что в докладе В.А. Бессонова наиболее полно представлена позиция Росстата в реформировании статистики. Прослеживается явный крен в направлении централизации статистических работ. Это согласуется с признанием необходимости внедрения международных моделей, о которых упоминал О.Н. Никифоров. Но в России, с её разнообразием условий и характера расселения, крайне важно сочетание централизации со статистической характеристикой региональных особенностей. И сейчас это, по возможности выполняется, поскольку все ТОГСЫ работают по единой федеральной методологии. М.А. Самойлова подтвердила справедливость этого замечания: в практике Ростовстата никогда не было попыток отклонения от федеральной статистической методологии. Единство методологии обеспечивает сопоставимость показателей субъектов Российской Федерации.
Комментарии О.Н. Никифорова по поводу доклада В.А.Бессонова: представляется, что тезис о том, что ЦА Росстата на 95% занят администрированием системы государственной статистики не бесспорен. Конечно, нельзя недооценивать роль ЦА в координации деятельности ТОГСов в сборе и проверке первичных данных, поступающих от объектов официального статистического учета, в организации крупных статистических работ, таких как переписи, но нельзя умалять роль ЦА в создании и утверждении официальной статистической методологии, которая готовится и в самом Росстате и формируется в научном секторе, за счет бюджетных средств. Ее заказчиком выступает также Росстат.
Несколько слов о распределении численности персонала в системе Росстата. Нам хорошо известны рекомендации международных организаций в отношении перераспределения специалистов между центром и регионами в сторону увеличения численности в ЦА. Росстат не отказывается от следования им и работа в этом направлении медленно, но идет — за последние 10 лет при общем сокращении численности всех работников системы Росстата примерно на треть, число специалистов в ЦА увеличилась не менее, чем на 20%. Но этот процесс не может быть скоротечным и однонаправленным. Поскольку в крупнейшей по территории стране мира при наличии 89 субъектов Российской Федерации статистика не может ограничиваться только федеральным центром. ТОГСы сегодня остаются проводниками государственной статистики, ее методологии, стандартов и официальной статистической информации. Следует также отметить, что ТОГСы в регионах реализуют Федеральный план статистических работ и не инициируют новых систем показателей или новых методологий, что имело место время от времени в некоторых республиках пару десятилетий назад. Сегодня федеральная статистика строится на едином инструментарии и методологии в всех субъектах Федерации.
Следующая часть дискуссии была посвящена выступлению В.П. Сиротина. Развернутый комментарий дал О.Н. Никифоров. Он отметил, что вопросы, поднятые в докладе не новы. Они поднимаются и в совместной статье с М.Ю. Архиповой «Методологические аспекты измерения уровня развития информационно-коммуникационных технологий в регионах современной России», поступившей в редакцию журнала «Вопросы статистики». Безусловно, создаваемая в ВШЭ статистика науки и инноваций, и комплекс обследований, проводимых совместно с ТОГСами сверх Федерального плана статистических работ — это прорыв в создании статистической методологии и практики.
Приветствуя инициативу докладчика по актуализации системы статистических показателей в официальной статистике, но необходимо отметить, что существующая система показателей всё еще слабо опирается на первичный учет на предприятиях, а определение новых показателей нередко предполагает наличие минимального уровня профессиональной осведомленности или хотя бы начальные компетенции об IT-сфере. А когда вопросники для заполнения поступают к экономисту или менеджеру на предприятии достоверность заполнения таких показателей может существенно снижаться. И здесь, безусловно нужны качественные метаданные показателей. Это также необходимое условие для повышения статистической грамотности пользователей статистической информации.
И другой аспект, затрагивающий систему показателей. Существующий Каталог статистических показателей (КСП), содержащий около шести тысяч показателей, требует серьезного пересмотра и оптимизации с привлечением экспертного сообщества, поскольку постоянная работа, проводимая Росстатом по ревизии КСП на протяжении последних десяти лет не дает очевидных результатов. К тому же, управления ЦА неохотно идут на сокращение фактических объемов своих работ. Сохраняет свою актуальность исключение дублирующих показателей и приведение их к аналогам, существующим в международной статистике. В качестве подтверждения последнего тезиса можно привести разноименные показатели, характеризующие численность работающих.
Реформирование статистики в соответствии со Стратегией-2030 требует возвращения экспертного научного дискурса по всем направлениям реализуемой программы, что должно обеспечить успешность реформ.
По итогам заседания участники секции приняли следующие решения:
- цифровизация государственной статистики России должна сочетаться с повышением точности и оперативности работы ТОГсов;
- научные исследования академического сообщества должны содействовать процессу цифровизации государственной статистики;
-шире освящать процессы цифровизации и внедрения ЦАП в журнале «Вопросы статистики;
- в российских экономических университетах необходимо выделять траектории подготовки кадров статистиков для Федеральной службы государственной статистики России.
- активизировать работу по статистической грамотности, прежде всего, сотрудников органов исполнительной и законодательной власти.
Елисеева И.И.
Боченина М.В.
Нерадовская Ю.В.