Краткий обзор заседания в Санкт-Петербургском Доме ученых им. М. Горького 8 июня 2017 г.
Уважаемые коллеги!
предлагаем Вашему вниманию краткий обзор заседания, проведенного в Санкт-Петербургском Доме ученых им. М. Горького и надеемся на ваши отклики.
И.И. Елисеева
Ю.В. Нерадовская
В четверг, 8 июня 2017 года, в Дубовом зале Санкт-Петербургского Дома ученых РАН им. М. Горького состоялось заседание научной секции социально-экономических проблем и статистики, посвященное проблемам статистического и эконометрического образования в России.
Поводом для заседания такой тематики стал новый Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) – 2016. В нем статистика выделена как направление подготовки высшего образования на уровне бакалавриата (1.01.03.05), магистратуры (1.01.04.05) и аспирантуры (1.01.06.02). Этот документ перечеркивает решения всесоюзного совещания по статистике 1954 года, согласно которому статистика объявлялась общественной наукой, изучающей количественную сторону общественных явлений в неразрывной связи с качественной. В ОКСО статистика отнесена к математическим и естественнонаучным дисциплинам. Это ставит перед российскими статистиками задачу наполнения нового учебного плана для всех трех уровней подготовки.
Столь актуальная тематика вызвала интерес у преподавателей статистики и эконометрики и практических работников. В заседании приняли участие представители СПбГУ, СПбГЭУ, РАНХ и ГС (СЗФ), СПб Технический университет Петра Великого, Европейского университета в Санкт-Петербурге (ЕУСПб) и др. Участники поделились опытом преподавания статистики и эконометрики студентам экономических специальностей и профилей. Единодушно была признана значимость работы с реальными базами данных.
Представитель ЕУСПб рекомендовала с этой целью обратиться к публикации С. Анатольева, А. Цыплакова «Где найти данные в сети?», в журнале «Квантиль» (2009, № 6), в которой приводится перечень глобальных баз данных и даются советы по работе с ними. Не исчерпаны возможности использования РМЭЗ. Внимание к исходным данным составляет, по мнению участников заседания, один из основополагающих принципов преподавания статистики и эконометрики. И.И. Елисеева высказала мысль, что число аудиторных занятий должно сокращаться в пользу самостоятельной работы и призвала участников собрания писать хорошие учебники. Преподавание статистики должно сразу «зацепить» студента, и с этой целью начинать надо, может быть, не с фундаментальной дисциплины «теория вероятностей, а с дескриптивной статистики, в рамках которой познакомить студентов с методами сбора, обработки и интерпретации результатов при работе с массовыми данными. И лишь после этого перейти к курсу теории вероятностей (не менее двух семестров) и математической статистики (не менее двух семестров). После того, как заложены фундаментальные основы, можно переходить к таким дисциплинам как «Прикладная статистика» или же «Анализ данных», «Многомерный статистический анализ», «Статистический анализ неколичественных переменных» и т.д.
Доцент Н.Е. Авдушева, СПбГУЭ согласилась с мнением, что начинать надо с простых вещей, которые способны заинтересовать студента. Она отметила, что нужно оптимизировать методику образования, объединяя статистические дисциплины, которые читаются кафедрой статистики и эконометрики и кафедрой высшей математики. Новый учебный план должен родиться в диалоге этих кафедр.
Собравшиеся согласились с мнением, что эконометрика должна рассматриваться как продолжение статистики с большим акцентом на интерпретацию достаточно сложных эконометрических моделей. Как и статистика, эконометрика должна стоиться на использовании микроданных и макроданных. По этому поводу зав. кафедрой экономической кибернетики СПбГУ Д.Н. Колесов заметил, что изучение экономики ставит намного более широкие задачи, чем изучение статистики и эконометрики и призвал не забывать о содержательной стороне решаемых задач, подчеркивая, что это замечание особенно значимо при выполнении НИР.
Профессор С.В. Курышева (СПбГЭУ) отметила катастрофическое уменьшение часов аудиторных занятий как по статистике, так и по эконометрике и негативное влияние этого на успеваемость студентов.
PhD М.В. Буев, декан экономического факультета ЕУСПб подчеркнул быстроразвивающиеся области прикладной статистики и эконометрики, в частности, роль эконометрических методов в анализе финансовых рынков.
Доцент СПбГУ и ЕУСПб О.А. Подкорытова выступила за сохранение и увеличение числа аудиторных часов, полгая, что студент не сможет самостоятельно разобраться в учебном материале при помощи учебника и практикума. В качестве альтернативы предлагается индивидуальная работа тьютеров со студентами и консультации лектора. В выступлении профессора Т.Г. Максимовой отразилась специфика методики преподавания статистики и эконометрики в СПб Торгово-экономическом институте и Техническом университет Петра Великого.
В развернутом выступлении руководителя Петростата О.Н. Никифорова прозвучала озабоченность судьбой региональной статистики, столь важной для России. Современная тенденция государственной статистики состоит в постепенном отказ от всеобъемлющих сплошных наблюдений и переходе к национальным выборкам. В результате выборочные данные будут репрезентативны для России, но их нельзя использовать в региональном разрезе. Так что мы будем иметь «среднюю температуру по госпиталю». О.Н. Никифоров отметил опережение статистической технологии в органах государственной статистики над содержанием учебников и призвал преподавателей чаще вникать в проблемы реальной статистики.
В организацию заседания большой вклад внес доцент А.Л. Дмитриев, ученый секретарь секции, а также сотрудники Дома ученых.
В заключении собравшиеся приняли решение продолжить в Интернет-пространстве дискуссию о современном статистическом и эконометрическом образовании, привлекая членов Российской ассоциации статистиков.