Интервью ректора Башкирского государственного университета доктора физико-математических наук, профессора Н.Д. Морозкина
В преддверии II Открытого российского статистического конгресса пресс служба РАС обратилась к ректору Башкирского государственного университета Николаю Даниловичу Морозкину с рядом вопросов о развитии статистического образования в БашГУ, что отразилось в получении университетом государственной аккредитации на образовательные программы по статистике.
— Уважаемый Николай Данилович! Скажите, пожалуйста, чем вызвано такое внимание к развитию статистики в Башкирском государственном университете?
Государственная стратегия развития цифровых технологий, имеющих сквозной межотраслевой эффект, непосредственно реализуется с участием классических вузов. В БашГУ, где ведется подготовка по более чем 200 образовательным программам, накоплен значительный потенциал в области естественных наук, существуют все предпосылки для эффективного участия в решении перспективных задач по развитию цифровой экономики. В частности, факультет математики и информационных технологий является кузницей кадров для сфер образования и ИТ как для Республики Башкортостан, так и для России в целом.
В настоящее время наша деятельность направлена на дальнейшее проникновение методов статистики, анализа данных и цифровой экономики в социогуманитарные направления. Мы исходим из того, что обработка и анализ больших массивов данных, искусственный интеллект и нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальности и ряд других становятся ключевыми. Без соответствующих компетенций в будущей профессии нашим выпускникам не обойтись. Отсюда логика развернутой нами активной деятельности по лицензированию программ бакалавриата и магистратуры по направлению «Статистика», где мы оказались первыми.
— Башкирский государственный университет – это классический университет. Какими особенностями отличается преподавание статистики в Вашем университете?
Для БашГУ актуален цифровой охват направлений науки и образования. Если модели и методы по-прежнему остаются делом профессиональных программистов, аналитиков и математиков, то грамотно проектировать и использовать результаты, оценивать последствия внедрения цифр в хозяйственную практику должны профессионалы соответствующих областей. Междисциплинарный подход в реализации образовательных программ подкреплен определенным заделом. В частности, именно этими принципами подкреплена деятельность кафедры математических методов в экономике Института экономики, финансов и бизнеса, где успешно реализуются образовательные программы «Бизнес-информатика» (бакалавриат и магистратура), «Математические и инструментальные методы экономики» (аспирантура). Здесь сформировалась сильная школа эконометрики, благодаря чему студенты выигрывают престижные олимпиады, а преподаватели получают гранты. Кафедра уделяет значительные ресурсы реальным проектам по интеллектуальному анализу данных в нефтедобыче и нефтепереработке. В копилке целый ряд проектов медицинской направленности, участие в разработке стратегий развития Республики Башкортостан, города Уфы и муниципальных образований.
— Как Вы думаете, в каком направлении будет развиваться статистика в ближайшей перспективе?
С развитием информационных технологий экспоненциально растет объем собираемых данных, требующих современных методов статистической обработки. Процесс бурного развития технологий анализа данных только набирает обороты. Дальнейшее видится в расширении прикладных областей, объединении академических институтов, вызов, факультетов, кафедр, лабораторий, бизнес-организаций и органов государственной власти. Указанные процессы потребуют значительных ресурсов для разработки и поддержки программного и аппаратного обеспечения.
Обозначенный вектор развития социально-гуманитарного образования требует от нас значительных изменений в системе подготовки кадров по дисциплинам. Актуализация учебных планов требует учета требований работодателей, современных тенденций развития технологий в программах учебных дисциплин, в частности, касающихся анализа данных. Есть понимание важности концентрации на способах получения необходимой информации. В этом ключе ближайшая задача – создание при Башкортостанстате базовой кафедры.
Выражаем глубокую заинтересованность и уверенность в дальнейшем сотрудничестве в сфере реализации в Башкирском государственном университете направления подготовки высшего образования «Статистика»
— Большое спасибо за Ваши ответы и поддержку российской статистики.
Пресс-служба РАС